К вопросу об оптимальной конфигурации дайвинг снаряжения.

Обзор конфигурации кейв-дайвера

Спелеоподводники, входящие в организацию «Проект для Вудлендских карстовых равнин» WKPP — (The Wakulla Karst Plains Project) со штаб-квартирой во Флориде, установили большинство мировых рекордов глубины и дальности при погружениях в пещеры, осуществив, в частности, грандиозное трехкилометровое прохождение на средней глубине в 87 метров.

Эта статья о выборе дайвинг снаряжения написана специально для того, чтобы опытный или начинающий дайвер проанализировал собственный арсенал технического оснащения и возможно применил в нем некоторые из идей изложенных в этих строках.

Вы, возможно, решите, что системы жизнеобеспечения дайвинг снаряжения в таких рекордных погружениях должны походить на космическое оборудование NASA: что-то большое, сложное и дорогое. Но это не так. Система снаряжения для пещерного дайвинга, разработанная WKPP, состоит из недорогих и легкодоступных компонентов. Она проста, легка, обтекаема и служит образцом эффективности и экономичности. И что особенно замечательно, ее можно использовать отнюдь не только для экстремальных исследовательских погружений в пещеры на газовых смесях: она исключительно идеальна для любительского дайвинга, а также для большинства погружений в техническом дайвинге на открытой воде.

Эта система, придуманная Биллом Хогартом и доведенная до дзен-буддийской простоты в ходе десятков тысяч погружений, воплощает в себе простую идею «большее — в меньшем». Так же, начинающие дайверы знакомящиеся с этой концепцией снаряжения очень часто восхищенно произносят — Все гениальное просто!

И действительно, каждый элемент в этом комплекте снаряжения подобран с учетом всех остальных. Дайвинг концепция Хогарта — это целая теория где каждая деталь обоснована своим наличием и местом расположения. Результатом стал минималистский подход, при котором всего несколько тщательно отобранных компонентов объединяются в законченную систему компенсатора плавучести и жизнеобеспечения. Система Хогарта — это чисто, изящно, безопасно и дешево. И еще… это действительно «система», и она на самом деле работает.

ДАЙВИНГ НА «СПИНКЕ» И НА КРЫЛЕ С ОДНОЙ КАМЕРОЙ

DiR Back Plate

Система Хогарта зиждется на наспинной пластине — спинке, — в классическом варианте — стальной, к которой привинчены два баллона и один набор крыла компенсатора без бандажного типа (в то время еще не было бандажных крыльев, например OMS). Классически используются лишь крылья с одной камерой. Если нужна резервная плавучесть, то ее обеспечивает сухой гидрокостюм (из мембранного триламината), а не неопреновый.

В последнее время часто можно наблюдать использование дублированных крыльев. Однако до сих пор идут ожесточенные споры о том, использовать или не использовать крылья такого типа. Но другая группа дайверов приводит ряд доводов в пользу этого типа крыльев. Очень часто дублированные крылья используют в ситуациях, когда нет возможности использовать сухой костюм (или он просто не используется).

Пластина крепится к водолазу одной тесьмой, продеваемой через пластину в форме лямок и поясного ремня. Поясной ремень застегивается легко расстегивающейся пряжкой от грузового пояса. К нижней части пластины крепится брассовый ремень, который продевается между ногами и оканчивается петлей, накидываемой впереди на поясной ремень.
На основной тесьме имеется всего три D-образных кольца: по одному на каждом плече и одно — у левого бедра. Кольца удерживаются на месте зажимами, применяемыми для крепления грузов. Еще одно небольшое D-образное кольцо присоединяется к паховому ремню на спине.

В отличие от компенсаторов для технического дайвинга, система Хогарта оставляет грудь свободной. Тесьма всегда туго натянута и плотно прилегает к телу. Нет никаких торчащих предметов или болтающихся ремней и проводить дайвинг в таком снаряжении безопасно и удобно. Сейчас такая комплектация называется — Подвесная система DIR.

Подвесная система Tech Harness

Еще одно изменение было внесено в систему подвески. Наряду с классической Хогартовой подвеской стали использовать подвесную систему типа Харнерс. Это очень удобная система, которая позволяет грамотно распределить по телу вес закрепленного на дайвере оборудования. Кроме того, эту подвеску можно легко одевать и снимать в стесненных условиях благодаря дополнительной слабине плечевых ремней при растегивании грудной стяжки. Одна из популярных моделей среди дайверов любителей и профессионалов — Подвесная система Tech Harness.

Грузового пояса нет. Вместо него отрицательную плавучесть обеспечивают два 12-литровых стальных баллона (даже когда они пусты) с манифольдом. Если нужно увеличить груз, используется тяжелая наспинная пластина из нержавеющей стали. Если требуется еще больший груз, то к наспинной пластине между баллонами привинчивают длинный свинцовый груз (U-образный). А любители и часто путешествующие дайверы применяют различные грузовые системы позволяющие не возить с собой тяжеленный свинец, но дают возможность разместить груза в удобном месте посредством различных грузовых карманов.

Позволяя обойтись без грузового пояса, система Хогарта устраняет опасность случайного растегивания пояса или запутывания линя нижнего браса, уменьшает массу и лобовое сопротивление водолаза и устраняет другие неудобства. При этом правильно сбалансированая система не переворачивает дайвера лицом вниз на поверхности. Дайвер имеет идеальное положение в любой пространственной ориентации — что очень экономит расход дыхательной смеси из баллонов акваланга.

По той же причине неприемлемы неопреновые сухие костюмы. Чтобы компенсировать собственную плавучесть неопрена вблизи поверхности, приходится надевать грузы. На глубине неопрен сжимается (даже в предварительно сжатом неопрене имеются сжимаемые газовые пузырьки) и теряет плавучесть, отчего приходится поддувать крылья. Надутые крылья создают лобовое сопротивление, на преодоление которого тратится лишняя энергия.

Расход энергии увеличивает потребление газа. Повышенное потребление газа ограничивает радиус действия водолаза, что, в свою очередь, ограничивает эффективную дальность и снижает безопасность всей группы. Этот каскад проблем типичен для снаряжения, комплектуемого по принципу личных предпочтений. Иногда бывает, что в группе находится «хорошо» экипированный дайвер, постоянно входящий в воду последним из-за проблем, возникающих со снаряжением.

ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ ГАЗ

Баллоны соединяются манифольдом, позволяющим отключить неисправный регулятор, сохраняя доступ к газу в обоих баллонах. К каждому вентилю присоединяется своя первая ступень. Первая ступень у правого плеча подает воздух:
а) во вторую ступень на двухметровом шланге;
б) в шланг инфлятора крыльев.
Первая ступень у левого плеча подает воздух:
а) во вторую ступень на шланге нормальной длины;
б) в шланг поддува сухого гидрокостюма;
в) в манометр.

Вот, собственно, и вся она — конфигурация Хогарта, с которой (с добавлением лишь аргонового баллончика для поддува сухого костюма и травящего клапана-уринатора) и в которой двое дайверов из WKPP поставили рекорд, проникнув в пещеру на 4,3 километра.

КУДА ЧТО ИДЕТ

Справа к поясному ремню на скользящей петле крепится цилиндрический футляр для батарей модульного фонаря. Футляр размещают в крайнем заднем положении, прямо у спинки, где он оказывается в кильватере плеча и не создает лобового сопротивления. Поясной ремень застегивается пряжкой от грузового пояса, которая крепится к левому концу ремня, имеющему запас по длине. Тесьму размещают так, чтобы при продевании в пряжку правого конца поясного ремня и при его затягивании пряжка всегда находилась на правой стороне тела, упираясь в батарейный футляр. Таким образом, пряжка не только соединяет поясной ремень, но и удерживает футляр у наспинной пластины.
Свободный правый конец поясного ремня должен быть достаточно длинным и доходить до середины спереди, где его удерживает на месте петля пахового ремня.

Этапные и/или декомпрессионные баллоны крепятся между D-образными кольцами у левого бедра и левого плеча. Посмотрите на особенности установки манометра: манометр крепится к D-образному кольцу у левого бедра; катушка, а при погружении на затонувшие суда — также сложенная подъёмная сумка, крепится к D-образному кольцу пахового ремня у спины; прочее — катушки, резак для линя, таблицы, ключи от машины, книга в мягком переплете, декомпрессионные игрушки, гелевые змейки, водоупорная электронная игра и тому подобные мелочи — умещается в карман с клапаном, пришитый на клею спереди на штанину сухого костюма (это автор шутит — прим. редактора).

 

Вторая ступень на коротком шланге — это ваш запасной регулятор. Он перебрасывается через правое плечо и удерживается под подбородком петлей из хирургической резины, проходящей вокруг шеи.

Вторая ступень на длинном шланге — это ваш основной регулятор. Через него вы дышите во время погружения и его же даете товарищу в нештатной ситуации. По боковой стороне правого баллона, за крылом, шланг спускается до уровня поясницы, далее поворачивает вверх, проходит между вашим туловищем и нижней частью батарейного футляра, по диагонали через грудь, через левое плечо, вокруг затылка, и только потом регулятор вставляется в рот. Крепление на шланге, рядом с регулятором, позволяет «парковать» его на D-образном кольце у правого плеча, когда он не используется. При одевании длинный шланг помещают в рабочее положение в последнюю очередь, то есть укладывают поверх всего остального.

Некоторые дайверы используют иной способ крепления длинного шланга. Они помещают часть шланга под жгут на правом баллоне. Может быть это удобно в некоторых случаях (например в бассейне)(шутка автора), но, как мне кажется, совершенно непрактично при реальном использовании.

Во-первых, шланг, закрепленный на баллоне, не может быть в должной мере защищен от повреждений извне. Во-вторых, вы никак не можете контролировать использование всей длины шланга вашим аварийным напарником. Помните! У вашего напарника стресс и все, что ему сейчас нужно, — это воздух и спокойствие, а не лихорадочное выдергивание шланга где-то за вашей спиной. В третьих, почему-то редко задумываются о том, что в некоторых случаях длинный шланг нужно убрать на место. Конечно, вы можете просто засунуть его за пояс… Но лучше убрать его туда, где он находился ранее. Это только крупица доводов в пользу укладки шланга по Хогарту.

К ЧЕМУ БЫ ЭТО?

В темноте или в мутной воде все члены группы, ныряющей по системе Хогарта, знают, где находится снаряжение у партнера. Во время погружения не приходится менять регуляторы (как это бывает при независимых сдвоенных баллонах).

Вторая ступень на длинном шланге остается во рту, пока не потребуется кому-либо из группы в чрезвычайной ситуации. Чтобы отдать ее дайверу, оставшемуся без воздуха, надо просто нагнуть голову, чтобы высвободить шланг, и напарник сразу получает полтора метра шланга. Потом вы опускаете руку вниз, освобождаете шланг из-под батарейного футляра, и теперь в распоряжении напарника все два с лишним метра. Зачем нужно давать водолазу, у которого кончился воздух, регулятор изо рта?

Есть две причины:
а) вы оба знаете, что он работает, ибо один из вас только что дышал через него;
б) в мутной воде напарник может не нащупать ваш запасной регулятор, но всегда нащупает вашу голову и, следовательно, найдет основной регулятор у вас во рту.

Поняли? Всему есть причина. Длинный шланг нужен потому, что когда два дайвера со сдвоенными баллонами дышат из одного аппарата в тесном сифоне, короткий шланг не даст им выбраться оттуда, сильно стесняя их действия. Ваш запасной регулятор всегда находится у подбородка, его легко найти и — сразу взять в рот. Некоторые могут просто нагнуть голову и ухватить его ртом, вообще не используя рук.

НЕ ЧТО, НО — КАК

1. Нырять нужно только группой, так как напарник — неотъемлемая часть системы Хогарта.
2. Нужно строго соблюдать правила распределения газа — правило третей или более жесткое правило.
3. У каждого дайвера должен быть манометр и таймер. Хорошо иметь цифровой манометр и таймер пребывания на глубине. Приборы партнера — одновременно и ваши резервные.

ИСКУССТВО ДЫШАТЬ

Для большей надежности и улучшения работы обычно берут первую ступень одного изготовителя и вторую ступень другого. В США для дыхания на глубине используют 1-е ступени Scubapro MK20 и 2-е ступени G250 или Apeks/Aqualung/Beuchat VX-10 реже Poseidon Cyklon. В Европе предпочитают всю ту же комбинацию Scubapro, а также первые и вторые ступени Apeks T50D. В Австралии преобладают обе ступени Poseidon.

Вторые ступени на этапных баллонах не обязательно должны иметь высокие характеристики. Но они должны быть надежными, обеспечивать сухое дыхание и, что самое главное, не должны допускать возможности прямой подачи, обозначаемого, как правило «FreeFlow».

Обычно используются первые ступени со сбалансированным поршнем и вторые ступени с более низкими характеристиками. На декомпрессионных баллонах вы оцените регуляторы с легкой подачей, особенно при длительной декомпрессии. Высокая производительность регулятора не нужна, поскольку их обычно используют на малой глубине и при малых нагрузках.

Если речь зашла о регуляторах, то от адептов этой системы часто можно услышать еще одно правило. Все вторые ступени должны позволять вам отвернуть под водой крышку, вынуть мембрану, сполоснуть ее от грязи, освободить заевший механизм и собрать все заново. Здесь все тоже логично, но не всегда выполнимо, если погружения проходят в особо сложных условиях. Эту операцию можно проделать во Флоридских пещерах и почти невозможно, например, в Абхазии в пещере-источнике Мчишта.

Для дайвера, пользующегося системой Хогарта, неприемлемо все, что неоптимально. Тем не менее, многие дайверы предпочитают комплектовать снаряжение по собственному выбору. Однако здесь мнения отдельных групп ныряльщиков так же расходятся. Одни остаются приверженцами принципов системы, но при этом категорически отказываются от консерватизма. Эта группа время от времени вносит изменения в конфигурацию с целью увеличения удобства в использовании и расширения ее функциональности.
Другие идут по пути составления конфигурации на основе своего опыта, опыта своих коллег и, как правило, подвергают свою конфигурацию частым изменениям. Подход этой группы никаким образом не пересекается с принципами Хогарта. Эти конфигурации часто обозначают термином «личные предпочтения».

В них входят:

· каска с фонарями;
· запасной регулятор на длинном шланге, пристегнутый к баллонам ремнем из пористой резины;
· компенсатор для технического дайвинга (с камерой за спиной) или жилетного типа с запасными воздушными камерами или без них;
· футляры с батареями для главного фонаря, пристегнутые поперек дна баллонов;
· в качестве основного используется регулятор на коротком шланге.

Хотя личности чересчур независимые могут выбрать систему «личных предпочтений», сторонники Хогарта предают ее анафеме, считая ее громоздкой, непродуманной и опасной. По их утверждению, она создает больше проблем, чем решает, а если и преследует какую-то цель, то цель эта — просто увеличить продажи серийного снаряжения.

И ПОСЛЕДНЕЕ СТАНЕТ ПЕРВЫМ

И, наконец, первое правило при использовании системы Хогарта: возможно, это главная подводная мудрость, которую не следует забывать при любых погружениях.

Оно просто: «Не ныряйте с лихачами». Термин «лихач» в данном случае относится к людям, которые, зная, что есть лучшая система, предпочитают погружаться не оптимальным образом.

Оно относится и к инструкторам, которые склоняют обучаемых, не знающих ничего лучшего, к системе «личных предпочтений». Наверное, чтобы продать побольше снаряжения. И к тем, кто не планирует свои погружения, и к тем, кто выходит за пределы своих возможностей, глубоко ныряет на воздухе, без нужды рискует, совершает серьезные погружения с незнакомым снаряжением либо ныряет только ради глубины.

Погружаясь с «лихачами», мы попадаем в зону, где наша безопасность уже не в наших руках. «Лихачи» могут быть очень «квалифицированными». Часто они кажутся весьма уверенными в себе — обычно потому, что не представляют себе опасность, которой подвергают себя и вас. «Лихачи» взывают к вашей жажде приключений, делая вид, что придерживаются неких норм здравого смысла. В группах «лихачи» могут очень сильно давить на товарищей. А если вы думаете, что застрахованы от лихачества, то имейте в виду, что два известнейших подводных исследователя нашего времени — Роб Палмер и Роб Паркер — не так давно погрузились в мир иной.

Надеемся что данная статья о выборе дайвинг снаряжения дала вам множество идей. Теперь у вас есть тема для осмысления текущего багажа технического оснащения.

Идеи заложенные в концепции DIR нуждаются в истинном понимании. Отсутствие банального копирования — принесут в вашу практику погружений не только тройной уровень безопасности, но и много удовольствия от новых ранее не исследованных областей мирового океана.

Валерий Хлоповский